Стратегия помощи при кластерной головной боли

После установления окончательного диагноза, врач – невропатолог определит тактику лечения конкретного пациента с учетом особенностей течения заболевания и характера приступов.

Для предотвращения обострений эпизодической кластерной головной боли (КГБ) мы используем курсовое лечение одним из следующих препаратов (или их сочетанием): карбонат лития, верапамил, метисергид. Для лечения хронической формы мы прибегаем к лечению кортикостероидами.

До недавнего времени борьба с уже развившейся атакой КГБ была безнадежна. Лишь у небольшого числа больных и только частичный эффект дают болеутоляющие препараты. Даже наркотические анальгетики, не способные вмешаться в тонкий механизм КГБ, бывают бессильны. В начале приступа мы рекомендуем вдыхание чистого кислорода в течение 10 минут, что зачастую прерывает приступ. Из медикаментозных средств несколько более действенными показали себя эрготаминсодержащие препараты.

Но наиболее эффективными являются препараты агонистов серотониновых рецепторов (триптаны), первым из которых стал препарат суматриптан. Суматриптан и его аналоги – достойное оружие против мучительных атак головной боли, но лечение этими препаратами должно проходить только под наблюдением лечащего врача.

Кластерная (пучковая) головная боль Кластерная (пучковая) головная боль (КГБ) - пожалуй, самая мучительная не только среди других форм головной боли, но и среди всего многообразия болевых синдромов. Ею страдают преимущественно мужчины старше 30-ти лет. Начинаясь между 20 и 30 годами жизни, КГБ не отступает вплоть до 60-65 лет, проявляясь характерными болевыми периодами (так называемыми болевыми пучками) с периодичностью от 2 раз в год до одного раза в 6-8 лет; длительность пучка колеблется от 2 недель до 3 месяцев. В светлом, межприступном периоде, длящемся в большинстве случаев годами, больной с кластерной ГБ совершенно забывает о своем заболевании и живет полноценной жизнью.

При хронической форме КГБ, которая, к счастью, встречается редко, ремиссии отсутствуют или не превышают 3 недель.

Клинически кластерная головная боль представляет собой мучительные атаки жгучей, пульсирующей, строго односторонней боли, которая захватывает область глаза, надбровья, лба, может отдавать в верхнюю челюсть, теменную и заушную область. Во время приступа больной становятся агрессивным, не может находиться в покое, нестерпимая боль вынуждает его постоянно двигаться, ходить из угла в угол, раскачиваться, обхватив голову руками.

На высоте атаки КГБ у большинства больных на стороне боли слезится и краснеет глаз, закладывает нос, может усилиться потоотделение на лбу, реже опускается веко и суживается зрачок. Во время «пучка» приступы возникают 1-3 раза в сутки, один из них обязательно развивается в ночное время, пробуждая больного от сна; длятся такие приступы от 15 минут до 2 часов.

Большинство пациентов с ПГБ не может назвать факторы, провоцирующие обострения. Считается, что определенное значение в происхождении кластерной головной боли и в "подготовке" очередного обострения может иметь место нарушение привычного ритма жизни: изменение суточного графика работы, смена климатического пояса и т. д. Отдельные атаки, как правило, возникают без какого-либо провоцирующего фактора.

Но у некоторых больных они четко связаны с курением табака, употреблением алкоголя, от которого такие пациенты в период болевого «пучка» полностью отказываются. Природу КГБ связывают с комплексом факторов, среди которых ведущую роль отводят нейрогенным, нейрогуморальным и биоритмологическим, а вторичную - сосудистым механизмам.

Также обратите внимание на статью: Головные боли напряжения

Задать вопрос неврологу (невропатологу)