Подагра

Подагра  — болезнь отложения кристаллов уратов в суставах и других тканях, возникающая из-за нарушений метаболизма пуринозых оснований и мочевой кислоты.

Для подагры обязательно повышение уровня мочевой кислоты в крови. Оно возникает либо при повышении распада пуриновых оснований, либо из-за недостаточной работы почек по выведению мочевой кислоты. Повышение уровня мочевой кислоты способствует накоплению и отложению ее в различных тканях, прежде всего в хряще суставов, солей мочевой кислоты (уратов) в виде микрокристаллов. Периодическое попадание кристаллов в синовиальную полость суставов приводит к развитию острой воспалительной реакции. Мочевая кислота и ее соли откладываются в мочевыводящих путях в виде камней.

Стратегия лечения подагры в Медцентре «Viva»

Визитная карточка нашего Центра — это индивидуальный подход и комплексное лечение заболеваний суставов. Только после обстоятельной беседы и осмотра высококвалифицированными специалистами вам будет назначено лечение. Прием ведет высококвалифицированный врач-ортопед, который проводит обследование с помощью современных диагностических методов, купирует болевой синдром. Высокоэффективно при лечении данного заболевания применение методов экстракорпоральной гемокоррекции .

Общая схема лечения подагры

• Назначение специальной диеты.
  • Медикаментозное лечение, включающее в себя применение нестероидные противовоспалительные средств, длительное применение аллопуринола для нормализации уровня мочевой кислоты в крови, при отсутствии подагрического поражения почек — прием урикозурических средств.

Уникальные методы лечения подагры

Методы экстракорпоральной гемокоррекции

Экстракорпоральная фармакотерапия, практикуемая в нашей клинике позволяет купировать обострение подагры, нормализовать системное кровообращение и приостановить прогрессирование заболевания.

Лечение болезни должно обеспечить:

• быстрое купирование приступа подагры;
  • максимальное освобождение организм от кристаллов мочевой кислоты;
  • минимальное поступление в организм пищи, при расщеплении которой образуется мочевая кислота;
  • поступление в организм не менее 3 литров жидкости за день (уменьшение возможности кристаллизации мочевины).

Наиболее часто с этой целью используется один из вариантов криоафереза, позволяющий максимально удалить из крови мочевую кислоту, а также метод направленного транспорта в очаг воспаления минимальных доз противовоспалительных препаратов (экстракорпоральная фармакотерапия).

Значение методов экстракорпоральной гемокоррекции при подагре

Как правило, проводимая при подагре лекарственная терапия, направлена на купирование острого болевого синдрома, снятие воспаления и уменьшение образования мочевой кислоты. Многие из применяемых при подагре лекарственный средств (колхицин, аллопуринол, нестероидные противовоспалительные препараты, глюкокортикоиды) имеют серьезные побочные эффекты.

Применение методов экстракорпоральной гемокоррекции при подагре позволяет:

• снизить уровень мочевой кислоты и ее солей в сыворотке крови;
  • добиться быстрого купирования воспаления;
  • cнизить дозы принимаемых лекарственных препаратов.

При проведении экстракорпоральной гемокоррекции у пациента забирается некоторое количество плазмы крови. Затем эта плазма вне организма пациента подвергается специфической обработке, в ходе которой выпадают кристаллы мочевой кислоты. В дальнейшем эти кристаллы удаляются при фильтрации плазмы. В результате пациенту возвращается плазма, лишенная мочевой кислоты и ее солей. Процедура абсолютно безопасна для пациента и высокоэффективно уменьшает уровень мочевой кислоты в сыворотке крови. Это создает подобие химического градиента, по которому мочевая кислота выходит из тканей в кровь. Проведение повторных процедур позволяет «очистить» организм от излишней мочевой кислоты, что устраняет причину прогрессирования подагры.

Лечение подагры

Терапия подагры складывается из купирования атаки острого артрита и мероприятий, направленных на предупреждение подагрических приступов и предотвращение развития хронической уратной артропатии и нефропатии. В случае атаки подагрического артрита обычно назначают нестероидные противовоспалительные препараты, например, индометацин по 50 мг 3 раза в день (первая доза может быть увеличена до 75 мг). При наличии у больного язвенной болезни (в том числе в анамнезе) или застойной сердечной недостаточности приступ подагры предпочтительнее купировать колхицином: вначале 0,6–1,2 мг однократно, затем по 0,6 мг каждый час, но суммарная доза не должна превышать 6 мг. После приема колхицина внутрь возможны боли в животе, тошнота, диарея. В таких случаях лучше вводить препарат внутривенно. При атипичном течении подагры с поражением крупных, особенно коленных, суставов и скоплении в суставной полости гноеподобного синовиального выпота проводят его эвакуацию.

Дополнительно можно использовать различные НПВС для местного применения. К числу наиболее эффективных препаратов относится ибупрофен, который входит в состав «Долгит крема». На пораженный сустав 3–4 раза в день следует наносить полоску «Долгит крема» длиной 3–5 см и тщательно втирать легкими движениями до полного впитывания.

Профилактическое лечение

Профилактическое лечение необходимо в течение всей жизни, но диагноз подагры должен быть подтвержден обнаружением кристаллов моноурата натрия в синовиальной жидкости. Для предупреждения рецидивов подагрического артрита больным назначают небольшие дозы колхицина (по 1–2 мг ежедневно) либо антигиперурикемические средства. Показаниями для гипоурикемической терапии служат тофусная подагра, костные эрозии в суставах, вызванные подагрой, мочекислый уролитиаз, уратная нефропатия со снижением почечных функций, частые атаки подагрического артрита (если больной не возражает против постоянного приема препаратов), вторичная подагра при химиотерапии. Лечение направлено на снижение уровня сывороточной мочевой кислоты в 2 раза по сравнению с нормой, что способствует растворению кристаллов. Ослабление урикемии может быть достигнуто путем увеличения экскреции мочевой кислоты с мочой или уменьшения ее продукции. В качестве урикозурических препаратов применяют пробенецид по 250 мг 2–4 раза в день или сульфинпиразол, бензбротерон, азапропазон по 50 мг 2–6 раз в день (или по 250 мг 2 раза в день). В том случае если гиперурикемия превышает 9 мг%, экскреция мочевой кислоты с мочой достигает 700–800 мг/сут, при наличии тофусов и(или) мочекислого уролитиаза назначают препарат, снижающий синтез мочевой кислоты, в частности аллопуринол (ингибитор ксантиноксидазы), уменьшающий продукцию мочевой кислоты и увеличивающий выведение ее с мочой. Препарат принимают по 300 мг 1 раз в сутки, но при почечной недостаточности дозу уменьшают в 2 раза. После приема аллопуринола могут появиться кожные высыпания, лихорадка, попа жение почек, что требует отмены препарата. Для пробенецида менее характерны побочные эффекты. Можно комбинировать оба препарата.

Наряду с длительной терапией подагры указанными препаратами больной должен попытаться постепенно уменьшить массу тела и исключить воздействие факторов, провоцирующих приступы подагры. Следует отказаться от употребления алкоголя, пищи с высоким содержанием пурина, приема тиазидовых диуретиков и лекарств, повышающих уровень мочевой кислоты в крови (например, низких доз ацетилсалициловой кислоты для профилактики атеросклероза).

Наша клиника располагает большим количеством наблюдениями, когда в ходе лечения у пациентов с тяжелым подагрическим артритом удалось достичь длительной и стойкой ремиссии. У одного из пациентов после проведенного лечения на несколько диоптрий (!) улучшилось зрение, так как растворились и практически исчезли кристаллы солей мочевой кислоты, располагавшиеся в тканях глазного яблока. Данные наблюдения подтверждены независимыми офтальмологами.

Однако успех лечения, в любом случае, определяется последующим соблюдением пациентом всех рекомендаций врача, правильного питания и здорового образа жизни.